Познание, по учению Спинозы, есть отождествление человека с миром

Раздел: Литература
20-06-2017

Познание, по учению Спинозы, есть отождествление человека с миром. В этом познании человек достигает совершенной свободы, так как познание есть в то же время свободное признание естественных законов, внешней необходимости. Это также — наиболее напряженная деятельность души и высшее блаженство. Флобер принял это учение и сделал из него выводы эстетического плана.

Высшее или абсолютное познание у него превратилось в эстетическое восприятие мира, в творческий акт, т. е. в наиболее активную форму душевной деятельности. Эстетическое созерцание освобождает человека от всяких личных соображений или страстей, и потому искусство есть свобода и высшее блаженство. Таково пантеистическое слияние с миром, перевоплощение, при котором объект, словно меч, проникает в сердце, вызывая страдание и наслаждение одновременно. Этот высший вид познания является «непосредственным» и «адекватным».

Так определяется характер художественного познания: художник должен изображать не отдельные предметы, но сущности в их вечной связи одна с другой, в их единстве и в их необходимости. Только целостное видение мира есть подлинное знание и необходимое условие подлинного искусства. Явление мыслится лишь в связи с другими, как частица и составная часть, непонятная вне целокупности. Потому и художник должен быть «более логичным, чем случайность явлений». Явления могут показаться случайными, когда они не познаны. Художник не имеет права на случайность, которую может себе позволить действительность. Здесь Флобер словно повторяет правило, которое формулировал и осуществлял в своем творчестве Бальзак.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: