Познание, по учению Спинозы, есть отождествление человека с миром

Раздел: Литература
08-04-2020

Это борьба с антропоцентризмом, рассматривающим природу с точки зрения интересов и вкусов человека и даже по аналогии с ним. Вся старая наука вплоть до Бюффона, определявшего животных по их нравственным качествам, все религии и самые новые философские системы, в частности философия тождества и эклектизм Кузена, объясняли природу по аналогии с человеком. Мыслительные навыки современного европейца неадекватны природе вещей. Отбросив свою «человеческую» точку зрения, человек в результате долгого научного развития может если не до конца, то в значительном приближении познать «нечеловеческую» жизнь природы.

Не только в природе, по и в истории, в психике первобытного человека и в беспокойной современной душе есть вещи, недоступные, практическому, бытовому рассудку. Отказ от «человеческой», «мещанской», «своей» точки зрения требует «безличного», или «объективного», искусства. Личное волнение мешает художнику в его работе познания, и первой своей задачей Флобер считает полное освобождение от «себя».

Во времена своего «неистовства» он верил, что искусство создается какой-то особой, непостижимой силой, не регулируемой сознанием страстью, животным инстинктом. «Я тоже верил, что алкоголь и разврат вдохновляют». Нет, «страсть не создает стихов! Чем более личным будет твое искусство, тем оно будет слабее... Чем меньше испытываешь какое-нибудь чувство, тем лучше можешь его выразить (таким, каким оно всегда бывает в себе, в его постоянных свойствах, освобожденным от всех преходящих случайностей). Но нужно обладать способностью заставить себя почувствовать его. Эта способность и есть гений: видеть, иметь перед собой позирующую природу».



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: