Познание, по учению Спинозы, есть отождествление человека с миром

Раздел: Литература
08-04-2020

В произведении искусства вещи действительного мира — все, дурные и хорошие, — должны предстать в своем подлинном виде, как на полотне. «Я ограничиваюсь изложением того, что мне кажется истиной... Не •пора ли ввести в Искусство Справедливость? Тогда беспристрастие живописи возвысится до величия закона, — и до точности науки».

Вот еще одно тождество: истина есть справедливость. То и другое возможно лишь при самоотречении. Таким образом, искусство со своим безличием и бесстрастием, в своей свободе от оценок и морализирования является истиной, справедливостью, самоотречением и актом высшей нравственности, так как оно осуществляет беспристрастный суд и утверждает Закон.

Говоря о специфических вопросах творчества, о методе искусства, о качестве собственных произведений, Флобер приходит к древнему триединству: истины, добра и красоты. Оказывается, «чистое» искусство служит не для одной только красоты, которая, очевидно, сама по себе, без двух других членов тождества, не существует. И теперь уж никак нельзя определить, что в этом триединстве главное: красота, истина или добро.

Вместе с тем в этом высшем единстве уничтожается разделение «способностей», так долго существовавшее в философии и эстетике. При конкретном анализе художественного творчества и эстетического наслаждения эти три «способности» оказались едины — к счастью для всех трех.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: