В «Искусстве XVIII века» главное место занимает Ватто

Раздел: Литература
07-04-2017

В «Искусстве XVIII века» главное место занимает Ватто. Даже в самых как будто «веселых» его произведениях есть нечто, отдающее грустью, — в этом сочетании и заключалась его прелесть: «Это Кифера Ватто. Это любовь, но любовь поэтическая, мечтающая и размышляющая, современная любовь с ее стремлениями и венчающей ее меланхолией».

Понятие современности принимает особые формы. Оно уже не обозначает времени и не определяет какую-нибудь эпоху. Современным оказывается не только Ватто, но и Дидро: «Племянник Рамо» — самая современная" книга; кажется, что она создана мозгом и пером сегодняшнего дня, писал Эдмон в 1895 г., повторяя то, что записывал Жюль в 1858 г. Современным, по их мнению, может быть автор любой эпохи, если он во всем сомневается, надо всем смеется и проявляет более или менее отчетливые признаки меланхолии. Диалоги Лукиана.. софиста эллинистической эпохи, поражают их «изумительной современностью» так же, как японские художники, затмившие в глазах -старшего брата французских мастеров XVIII века. Таким образом, история оказывается историей вечного современника, а «среды», в которых в разные времена плещется этот бессмертный меланхолик,— скорее обстановкой и условиями быта, нежели- эпохами в полном смысле этого слова.

По той же причине, при всей документальности своих, исследований, Гонкуры мыслили историю как роман — на основе документально точного сюжета они создавали особую психологию и систему причин, определяющих сюжет. Историческая работа дала Гонкурам возможность создать свою теорию романа.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: