В «Искусстве XVIII века» главное место занимает Ватто

Раздел: Литература
11-09-2020

Им кажется неправильным и неприятным желание Тэна объяснить всю историю искусства теорией расы, среды и момента. Ведь кроме этих трех понятий есть еще что-то, и, так же как Флобер, они пытались спасти от покушений Тэна драгоценное для них понятие личности.. Но борьба с теорией среды у Тэна была для них борьбой не с натурализмом, а с историей, с идеей исторической изменяемости: человек, и тем более художник, со своими особыми качествами восприятия, тонкостью ощущений и. неврозами во все времена один и тот же.

Сенсуалистический характер пантеизма Гонкуров сказался и на их отношении к природе. В начале творчества, когда они увлекались XVIII веком, чувства природы для них не существовало. Демайн был «почти нечувствителен к природе, его больше трогала картина, чем пейзаж, больше человек, чем бог». На загородной прогулке с Полем де Сен-Виктором Гонкуры почувствовали, что природа враждебна человеку. Небо, деревья, река не вызывают у них ничего, кроме мысли о смерти. Никогда они не испытывали никакого «растворения в космосе», столь характерного для пантеизма первой половины века.

Но уже в 1867 г., в «Манетт Саломон», с удивительным искусством перевоплощения они изобразили художника-пантеиста Крессана, крестьянина по происхождению, который из какой-нибудь грязной реки и жалкого ручейка «умел извлечь выражение, чувство, почти страдание». Бродячая жизнь пейзажиста, изучающего природу, вызвала у Крессана «опьянение бессознательного пантеизма». Великолепные страницы, посвященные этому художнику, все же наполнены иронией, симпатизирующей и благодушной, но свидетельствующей о тайном чувстве превосходства тех, для кого удовольствие и интерес вызывает только «физиономия женщины и речь мужчины».



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: