В «Искусстве XVIII века» главное место занимает Ватто

Раздел: Литература
11-09-2020

Основой своего мировоззрения и творчества Гонкуры сделали то, что называлось пантеизмом и натурализмом, выбирая варианты этого учения в связи с собственным пониманием жизни и искусства. Они убеждены в том, что познание осуществляется при помощи ощущения и что без ощущения психическая жизнь невозможна. Они не верят в бога и в провидение, потому что слишком уж много на свете жестокостей и мошенничеств, они безразличны к загробной жизни и потому близки к материализму. «Но когда я подумаю, — записывает Жюль в , 1858 г., — что мои идеи это только столкновение ощущений, и все, что есть во мне сверхъестественного и духовного, — только ощущения, которые высекают огонь, я тотчас же становлюсь спиритуалистом». Это очевидный про- тест против вульгарно-материалистического решения- проблемы и вместе с тем преодоление сенсуализма средствами пантеизма. В этом отношении Гонкуры ближе к убежденному пантеисту Флоберу, чем к Золя, явно склонявшемуся к материализму.

Но так же как Золя и Флобер, они связывают жизнь души с жизнью тела. В 1865 г. они с нежностью говорят о Клоде Бернаре, «великом и обольстительном ученом», и то же впечатление от этого «апостола науки» записывает старший брат в 1874 г.

Поглощенные кропотливым изучением действительности, видя в этом единственное спасение от религии, от социальных утопий, от мистического восторга перед монархией, Гонкуры боялись широких обобщений. Так же как Флобер, они не хотели делать выводы из фактов, которые наблюдают и описывают. Они предпочитали позицию скептика-экспериментатора, который ставит опыт и следит за его результатами, но не восходит к причине причин.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: