В «Искусстве XVIII века» главное место занимает Ватто

Раздел: Литература
11-09-2020

Вот почему и отвлеченный, философский, гегельянский пантеизм современных ученых, который растворяет бога в одухотворенной природе и превращает его в безличную материю, Гонкурам непонятен. Слушая рассуждения Тэна, Ренана, Вертело, они думали о том, что только северяне и германцы могут мыслить такого отвлеченного бога. Для них, латинян, он существует только как личность, традиционный бог с бородой. Но и этот весьма католический бородатый бог был для них только образом, так как они были совершенно нерелигиозны.

Они не хотят отрываться от действительности, от опыта и ощущения, от единственно данного. Они напуганы рационалистическими теориями и утопиями века и, как многие другие пантеисты, видят в рационализме общественную опасность. Сенсуалистический уклон их пантеизма и здесь проявляет себя с полной отчетливостью.

Вольтер и Руссо, два величайших представителя Просвещения, раздражают Гонкуров. С их точки зрения и Вольтер, и Руссо, несмотря на их чувствительность и деизм, были рационалистами и, следовательно, строили свои теории на голом месте, не считаюсь с данными, не ищущая своей эпохи, ломая все, чем жило современное им общество, чтобы средствами одной логики и разума конструировать нечто невиданное. Это и было, по мнению Гонкуров, «безумие», которое заключается в утрате контакта с действительностью, в отрыве разума от ощущения. Пример этому можно видеть в Шарле Демайи. Другая форма безумия — мадам Жервезе, подпавшая под влияние ощущений и утратившая способность анализировать их разумом.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: