Теория красоты-истины предполагала необычайное расширение тематики искусства

Раздел: Литература
24-04-2017

Теория красоты-истины предполагала необычайное расширение тематики искусства. Нет ни плохих, ни хороших сюжетов. Сюжеты все одинаковы, потому что каждый может воплотить какую-нибудь истину, принцип, идею, а следовательно, и красоту. Поэтому какой-нибудь городок Ивето из песенки Беранже не уступит Константинополю и «можно писать о чем угодно так же хорошо, как и о чем бы то ни было другом».

Но если возможны любые сюжеты, то не все они одинаково легки. «Есть идеи столь тяжелые сами по себе, что они раздавят всякого, кто захотел бы их поднять». Так, например, Клеопатра — «хороший» сюжет, так же как Сарданапал или Юлий Цезарь. Но трагедия «Клеопатра» не удалась мадам де Жирарден; а «Сарданапал» не удался Байрону. Современный писатель не может понять великих людей древности, а значит, и не стоит за них браться. Поэтому и сам Флобер принимался за «хороший» сюжет «Саламбо» с трепетом. Здесь он повторяет то же, что с такой энергией говорил Бальзак. В искусстве один материал ничего не решает. Важно, как этот материал осмыслен. «Сюжетный» интерес не есть интерес художественный, а потому не определяет эстетического качества произведения. Он может даже помешать художественному действию искусства, /потому что отвлекает читателя от «мысли» и от «красоты».

Первое «Искушение святого Антония», законченное к 1848 г., было символической драмой, в то время весьма распространенной во всей Европе. Затем началось долгое восточное путешествие. По возвращении Флобер принялся за современный роман, принесший ему мировую славу.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: