Теория красоты-истины предполагала необычайное расширение тематики искусства

Раздел: Литература
21-02-2019

В 40-е годы появилось много исторических романов, но никто не был ими очарован. Все предпочитали современные темы. Мещанский читатель хотел видеть в романе себя, а политические деятели эпохи потворствовали этой мелкобуржуазной страсти. Те, кто, оставаясь в основных вопросах мещанами, ненавидел мещанство, не могли оторвать взора от этого зрелища, как Уголино в аду не мог оторвать своих губ от «мерзостного брашна».

Некоторые искали утешения в домашних добродетелях мелких торговцев, другие находили его в буржуазном мире «блудных сынов», вырывавшихся за рамки своего класса, третьи интересовались закономерностями его существования и гибели, которую предвидели в близком или далеком будущем.

Еще в эпоху «Искушения» Флобер постоянно обсуждал вопрос о современной теме. Путешествуя по Бретани, он жалеет о том, что краски прежних веков погасли и что на улицах не найти ни' куртизанок, ни канатных плясуний. Но, тут же он восхищается Бальзаком, изобретателем или Колумбом современности. «Тридцатилетняя женщина» — это целый мир, за который нужно благодарить его создателя.

Особенно остро он почувствовал свою современность, вернувшись с Востока и познакомившись с некоторыми, казалось ему, типичными сочинениями, художественными и философскими, начиная от .романов Эжена Сю и кончая «Курсом позитивной философии» Огюста Канта. «Бывал ли когда-нибудь буржуа более чудовищным, чем теперь? Разве может сравниться с ним мещанин Мольера? Г-н Журден в подметки не годится любому торговцу, которого встречаешь на улице. А завистливая физиономия неимущего? А молодой человек, делающий карьеру? А чиновник? А все, что бродит в мозгу дураков, а все, что кипит в сердцах проходимцев?»



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: