Теория красоты-истины предполагала необычайное расширение тематики искусства

Раздел: Литература
19-04-2019

И Флобер снова возвращается к проблеме, открытой Бальзаком. Показать специфику современности значит показать ее пошлость. Нужно писать о «среднем» герое, так как именно такой герой типичен. Но в этом и заключается трагедия современности.

Следовательно, типично современный роман должен стать трагедией пошлости. Так Флобер приходит к замыслу «Мадам Бовари».

Протест против всего окружающего мира, жажда чего-то другого, более совершенного, невозможность примириться и успокоиться наедине с данным было в начале века, в эпоху символической драмы, достоянием титанов, полубогов, благодетельствовавших человеческому роду, или людей, вступивших в сделку с сверхъестественными силами, — Прометея, Каина, Фауста, Манфреда, Моисея. Эти герои демократизировались и стали людьми — Рене, Чайльд-Гарольдом, Обермалом, наконец, Жюльеном Сорелем, Эрнани, Антони. Все эти столь различные герои имели нечто общее друг с другом и были связаны между собой тесной преемственностью. Пассивные и бурно действующие, живущие в легенде или в точно датированной современности, все они были героями высокого плана. Они отличались умом, образованием, волей, феноменальной энергией. Они были исключениями, никто из них не походил на толпу.

Пантеистическая мысль Флобера не благоприятствовала индивидуализму. В его творчестве мало великих людей, пожалуй, даже нет их совсем. Но современная тоска не требует ни знатного происхождения, ни образования, ни богатства. «Совсем не обязательно получить степень бакалавра, чтобы застрелиться», — писал Флобер во время эпидемии самоубийств.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: