Теория красоты-истины предполагала необычайное расширение тематики искусства

Раздел: Литература
21-02-2019

Встретившись после смерти Эммы с Родольфом, Шарль Бовари сказал «первое и последнее в своей жизни высокое слово: Во всем виноват рок!». Это «высокое слово» многозначно. Его можно понять как бессмысленную, слепую силу древних религий, как фатализм, упраздняющий свободную волю человека, или как естественнонаучный детерминизм, который является законом эстетики Флобера.

Жена скульптора Прадье, уличенная в адюльтере и разведенная с мужем, сделала то, что хотела, и поступила как будто по собственному свободному выбору. Встретившись с этой женщиной, от которой отвернулось общество, Флобер записал в своем дневнике мысль, сыгравшую свою роль в создании «Мадам Бовари»: «Поэзия прелюбодейной жены истинна только потому, что она сама (прелюбодейная жена) свободна в лоне рока». В эстетическом плане это значит, что «истинной» эта трагическая поэзия может стать только в том случае, если автор покажет свободные поступки героини как закономерный результат действующих в ней и вокруг нее сил.

Героиня Флобера не привыкла разбираться в своих чувствах, она подчиняется влечениям, не подвергая их критике сознания, она не ведает, что творит. Флобер должен был разбираться во всем этом сам, без помощи героини, понять то, чего она не могла понять, проникнуть в подсознание, иначе говоря, отказаться от метода старых мастеров, объяснявших поведение своих героев как результат логических, хотя, может быть, и непоследовательных рассуждений. Для Флобера рассуждения представляли наименьший интерес. Он хотел обнаружить логику страстей, которая не похожа на логику •мысли.

У Флобера нет «господствующей страсти», которая такую большую, принципиально важную роль играла в художественной психологии Вальтера Скотта, Стендаля, Бальзака, Жорж Санд, — всех писателей первой половины XIX века. Томление духа, испытываемое его героиней, не может быть названо страстью, оно для этого недостаточно ясно, так как, имея свои причины, оно не имеет цели. В этом особенность психологии Флобера, который отказывается от «характера» в узком смысле этого слова. Характер более логичен, теснее связан со страстью. Это физиологическая предопределенность, вполне удовлетворяющая детерминизм писателей первой половины века. Причины, которые движут героями Флобера, лежат глубже, они во тьме подсознательного. Герой не осознает их так отчетливо, как, например, Жюльен Сорель или Растиньяк. Поэтому реакция героя на воздействия среды менее предопределена, более неожиданна и по этой .причине может показаться более свободной.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: