Серж Муре

Раздел: Литература
14-12-2019

В «Чреве Парижа», в «Деньгах», в «Жерминале» Золя показал формирование социалистического сознания, идущего мыслью «к бесклассовому обществу. В «Чреве Парижа» борьба между толстыми и тощими убеждает Флорана в том, что когда-нибудь эта борьба прекратится. Эта мысль приходит ему в голову потому, что он вышел из революции. В «Деньгах» зрелище биржевого разбоя внушает ту же мысль «мечтателю» и «теоретику» Сигизмунду Бушу. В «Жерминале» Этьен Лантье уходит с завода, чтобы мирным путем, при помощи убеждения торопить пришествие нового общества. В «Дамском счастье» разорение десятков мелких торговцев и организация огромного предприятия позволяет Денизе Бодю создать нечто вроде кооператива, который, как и кооператив в '«Черном городе» или в «Грехе господина Антуана» Жорж Санд, откроет новую страницу в истории человечества.

По мнению Золя, эта новая страница потребует многих жертв, хотя откроет ее не насилие, а согласие.

Как видим, функции сред и характер их воздействия чрезвычайно разнообразны. От сбыта и обстановки среда возвышается в более общую и идеологическую область. Она срастается с человеком, но в то же время толкает его на размышления, определяет характеры, но вместе с тем и идеологию, вызывает сопротивление не только индивидуальное, но и классовое, и ее изучение превращается в глубокое и воинствующее изучение общества.

Часто изображение среды у Золя утрачивает свою спокойную описательную точность, среда оживает, живет своей собственной чудесной и многозначительной жизнью. Цветы и растения в Параду живут и мыслят, совершают свой жизненный процесс почти как сознательные существа.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: