Серж Муре

Раздел: Литература
13-08-2020

Но универсум влияет на человека не всем своим содержанием, и понятие среды требует дифференциации. Побуждаемый задачей искусства и собственного творчества, Золя производит анализ среды, ее природы и функций с точностью и глубиной художника-исследователя.

Прежде всего, традиционное понятие среды как «климата», связанное еще с учением древнегреческого врача Гиппократа. Начиная с XVI в., теория климата символизировала материалистическую тенденцию в антропологии и истории культуры, и Тэн, применив ее в своей «Философии искусства», не скрывал ее древнего происхождения. В «Проступке аббата Муре» среда в форме природы выступает особенно отчетливо. Серж Муре перерождается в чудесном саду, который возвращает ему вместе с физическим здоровьем и нравственное.

Но здесь природа воздействует особым образом. Сквозь «научную» и «экспериментальную» методологию Тэна и его предшественников пробивается пантеистическая идея психологического единства всего органического мира. Одни и те же законы определяют природу и человека, и потому воздействие природы на человека может превратиться в прямое поучение. Природа подает пример человеку, сбитому с пути человеческими измышлениями, ложной цивилизацией, и пример этот, не достигая сознания, воспринимается подсознательными психическими центрами.

Дерево, под которым аббат совершает свой «проступок», не только символ. Это подлинный наставник, и сад по-настоящему втягивает двух молодых людей в свою стихийную жизнь. Он торжествует над ними через подсознательные ощущения, т. е. по терминологии Золя, «физиологически». Здесь-то и играют роль «ароматы», «испарения» и «теплые дыхания», которых Золя не нашел в «Красном и черном».



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: