Дискредитация разума, которая происходила вместе с дискредитацией истории

Раздел: Литература
11-03-2017

Дискредитация разума, которая происходила вместе с дискредитацией истории, причинности и общественных закономерностей, привела к пониманию искусства как иррациональной, непроизвольной деятельности, напоминающей физиологический процесс. Творчество уподоблялось пению птиц или воплям души, не желающей знать ничего, кроме собственных своих мучений. Оно должно быть «свободным», не подчиняясь контролю разума, других душевных способностей, так же как контролю внешнего мира и объективной правды. Орас, мелкотравчатая личность не без способностей, очень сочувствует этим идеям, так как они льстят его эгоизму, тщеславию и лени. «Я хотел бы выразить себя с первого же разу, без труда, без усилия, как рокочет волна и поет соловей».

Теория бессознательного творчества раздражает Жорж Санд. Она видит в этом все то же гедоническое понимание искусства, искусства «для себя», безответственность художника.

Вдохновение не противоречит разуму, оно подчиняется ему. Разум владеет поэзией так же, как наукой и философией, но получает в искусстве особое выражение. Поэзия не рассуждает и не спорит. Она овладевает тобой и уносит в области, где ты чувствуешь себя свободным. Говоря о какой-нибудь былинке, она может вызвать «трепет бесконечного». Поэт не говорит тебе, как философ: «Верь или отрицай, ты свободен!» Он говорит: «Виждь и внемли, ты освобожден!» Эти слова были вдохновлены стихами Гюго «Песни улиц и лесов».

Жорж Санд сходится с теоретиками «искусства для искусства» в том, что не всякое произведение должно обязательно и немедленно приносить реальную, практическую пользу.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: