Дискредитация разума, которая происходила вместе с дискредитацией истории

Раздел: Литература
14-06-2020

«Будущее, — пишет она, — освободит нас от излишнего утилитаризма, и мы, наконец, поймем, что предметы, нас окружающие, должны обладать изяществом и гармонией, и что чувство социальной, религиозной и даже политической гармонии должно проникать в нас через зрение, подобью тому как хорошая музыка проникает в наш ум через слух, как истина передается нам чарами красноречия, как красота мирового порядка — каждой деталью прекрасного пейзажа».

Жорж Санд казалось, что она недостаточно рассудочна, слишком созерцательна в своем отношении к миру и в этом смысле похожа на ребенка. Она хочет все объять, охватить, понять, но после этих «мгновений тщеславия» она вдруг увлечется какой-нибудь былинкой, крохотным насекомым, которое чарует и волнует ее и кажется таким же значительным, как моря, вулканы, царства с их повелителями, развалины Колизея... «Что меня делает до такой степени глупой? Я сама этого не знаю».

Она отлично знает это. Она любит природу, как мудрую закономерность, как счастливую необходимость, у природы можно научиться разуму и счастью.

Непосредственное созерцание есть постижение мира, более глубокое и подлинное, чем исследование какой-нибудь мелочи, и столь же художественное, сколь философское. Ведь «красота — это сияние истины».

Но что такое истина, так непосредственно раскрывающаяся в красоте?

Жорж Санд, вступившая на литературное поприще, когда исторический роман ничего не мог ей дать, разрабатывала свои взгляды на материале современности. Она пришла приблизительно к тем же результатам, к которым пришел Бальзак, но формулировала свои идеи свободнее, меньше связывала себя полемикой с критиками и не искала оправданий ссылкой на реальные факты, прототипы и источники.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: