Дискредитация разума, которая происходила вместе с дискредитацией истории

Раздел: Литература
14-06-2020

Бурю на море нужно изображать как великое бедствие, иначе говоря, нужно выразить чувство, которое великое бедствие в нас вызывает, иначе мы не проникнем в смысл изображаемого. Ведь буря действительно бедствие, катастрофа, только не для тех, кто спокойно наблюдает море с берега, а для моря, ветра и прибрежных скал. Это конфликт, в котором что-то пострадает, — потому что материальный мир духовен. Процессы, происходящие в материи, бессознательны, но это те же процессы, конфликты и катастрофы, которые происходят и с нами, поэтому лучший способ познания их — это сочувствие. Изображая таким образом природу, поэт воспроизводит то, что заключено в объекте, не перенося на природу свои собственные чувства. Чтобы понять природу и правдиво ее изобразить, нужно совершить акт перевоплощения, т. е. освободиться от своего «я», от личных чувств, забот и обязанностей. Это и есть та свободная область, куда переносит нас искусство.

Волнение, возбуждаемое бурей, позволяет нам постичь не «факт», не бессмысленную эмпирию существующего, а «принцип», подлинную сущность явления. То же относится к человеческому миру. Нужно вкладывать себя в свои персонажи, говорит Жорж Санд. Это — не просто «переодевание» автора в одежды его героев, маскарад, в результате которого в каждом персонаже читатель тотчас же узнает одно и то же лицо. Это — перевоплощение, высший способ познания и высший закон искусства.

Различение «факта» и «принципа» имеет не только эстетический смысл. Это теория познания вообще и вместе с тем руководство практической жизни. Нужно отважно принимать то, что есть, «факты», и твердо верить в «принципы», в то, что должно быть и будет.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: