Воспроизводя отражение внешнего мира в сознании наблюдателя, Флобер объясняет это впечатление

Раздел: Литература
20-06-2019

Делорье, фальшивый друг детства Фредерика, меняет свои убеждения, как только к этому — побуждает выгода. И всякий раз он искренне верит тому,- что говорит. Это не продажность, это естественный, хотя и отвратительный, «личный интерес». Он формирует мнения, перестраивает психику, заставляет совершать поступки, которые в другой ситуации самому Делорье показались бы вкусными. Путь, который проделал Делорье, это путь Февральской революции, путь «выгод», которые обещает каждая ее фаза, проходящая перед нашими глазами. Делорье восхваляет революцию и якобинцев, Демулена, потому что сам хотел бы быть им и потому что обстоятельства 1848 года кажутся ему аналогичными обстоятельствам 1789. Потом он жаждет «научной» политики, понимая ее как политику беспринципную, при которой можно менять свое поведение в зависимости от обстоятельств. Делорье и дальше пойдет по течению, руководствуясь личной выгодой, но сознавая свои взгляды как объективное понимание общественных надобностей.

Художник Пеллерен ненавидит власть, потому что его произведения не принимают на выставку. Юсонне ненавидит актеров, потому что его пьеса была отвергнута театральным комитетом. Более откровенно проявляется личный и классовый интерес в салоне «либерального» банкира. Посетители защищают собственность, оказавшуюся в явной опасности, ссылкой на ее «естественную» необходимость, органическую для каждого живого существа. «Лев, если бы смог заговорить, объявил бы себя собственником», — утверждает один из персонажей, повторяя довольно популярную в то время фразу. Букет глупостей, вызванных испугом мещан и собственников, подобран с мастерством и убедительностью, которая свидетельствует о глубоком знакомстве с современными социальными науками и об изумительной не только бытовой, но и научной наблюдательности. Лучше, чем кто-либо другой из современных ему писателей, Флобер обнажил заинтересованность самых как будто возвышенных и объективных мнений, классовую природу идеологии. В этом помог ему все тот же пантеизм, идея единства духа и тела, предполагающая зависимость самых «идеальных» взглядов от нужд тела и материальных расчетов.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: