В «Сен-Маре» Виньи или «Соборе Парижской богоматери» Гюго среда фигурировала иначе

Раздел: Литература
19-07-2017

В «Сен-Маре» Виньи или «Соборе Парижской бого-матери» Гюго среда фигурировала иначе, чем в «Красном и черном» Стендаля или в «Кузене Понсе» Бальзака. В «Воспитании чувств» среда и контакты с ней были иные, чем в «Мадам Бовари» или в «Жермини Ласерте». То же можно сказать о «Радости жизни» или «Странице любви», с одной стороны, и «Жерминале» — с другой. Количество событий, наполняющих тот или иной роман, не играет решающей роли — имеет значение функция, какую они в романе выполняют. Задачи, им порученные, —> анализ современного сознания в связи с сознанием и жизнью общества, и это основная задача литературы полного событий и революций, живущего бурной идейной жизнью века. Вот почему вместе с углублением анализа в романе развивается внутренний динамизм, не всегда совпадающий с нагромождением внешних событий.

В XVIII в. роман был «свободным», т. е. не регламен-тированным жанром. Критическая мысль почти целиком была занята трагедией и отчасти эпопеей. В XIX в. роман стал ведущим, во всяком случае, основным литературным жанром, и эстетические теории строились преимущест-венно с перспективой на повествовательную прозу iy)yn- ных размеров.

Эстетика в XIX в. получила особое значение, и каждый романист высказывал свое художественное кредо в статьях, письмах, предисловиях или в самом тексте своих романов. Но характер всех этих размышлений был не похож на рассуждения классиков. В них почти совершенно отсутствовал технический аспект и особенно догматизм, свойственный XVIII веку. Освободившись от классических требований и запретов, все писатели заговорили о том, что наступила эпоха свободы, что форма исчезает вместе с деспотией правительств и сословий.-Раздавались и голоса, указывавшие на другую опасность: небрежности, непродуманности, нечеткости выражения мысли. Были даже попытки возвращения к традициям классицизма, но это были спорадические, внушенные моментом опасения. В XIX в., при всем внимании к проблемам творчества, красной нитью проходит борьба с техницизмом, с догматами формы. Форма как понятие, отличное от содержания, перестает существовать, либо утрачивает свое былое значение.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: