В «Сен-Маре» Виньи или «Соборе Парижской богоматери» Гюго среда фигурировала иначе

Раздел: Литература
27-12-2019

Французское общество XIX века развивалось в тяжелой борьбе с реакцией. Противоречия в идеологии отражались и на литературе. Политические взгляды Бальзака и Стендаля, Флобера и Жорж Санд, Гонкуров и Шанфлери были очень несхожи, иногда несовместимы, эстетические системы и художественное творчество различно направлены, и даже -писатели, наиболее близкие друг к Другу, не могли принять целиком эстетику и произведения своих друзей и соратников.

Несмотря на все это, литература в своей совокупности развивалась в одном направлении, увлекаемая общим движением эпохи. Проблемы, стоявшие перед обществом и страной, подсказывали методы и решения и создавали об-щий плацдарм и формы отражения действительности в литературе. Как бы ни были несхожи взгляды и творчество крупнейших романистов эпохи, все они создавали искусство, подчиненное общим законам, хотя и противо-речивое по своим индивидуальным и общественным тен-денциям. Это и дает возможность говорить о едином в своих противоречиях искусстве XIX века и противопо-ставлять его другому единству и другим противоречиям искусства XVIII и XX столетий.

Это трудноопределимое единство романа сопровождалось постоянной борьбой, которая в глазах современников иногда заслоняла то общее, что связывало всех романистов нерасторжимыми узами общих задач, интересов и исторических необходимостей. С векового отдаления споры между величайшими писателями эпохи, суждения их друг о друге, такие суровые и часто несправедливые, словно это были жители разных планет, могут показаться каким-то недоразумением. Флобер, преклоняясь перед Жорж Санд, раздражался, читая ее произведения, а Жорж Санд отказывалась принять его эстетику. Противоречия между Бальзаком и Жорж Санд, о которых она сама говорит, кажутся невесомыми мелочами по сравнению с тем общим, что заставляло их обоих высоко друг друга ценить.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: