В «Сен-Маре» Виньи или «Соборе Парижской богоматери» Гюго среда фигурировала иначе

Раздел: Литература
27-12-2019

Именно это случилось в эстетике Флобера, так много старавшегося над адекватным выражением мысли в искусстве.

Остро ощущалась в искусстве боязнь «шаблона». Торжество тех или иных «правил», «техники», «привычки» казалось одной из серьезных опасностей для искусства, т. е. для художественной правды. В конце 20-х годов вызвал раздражение «шаблон» исторического романа, в начале 30-х — «шаблон» романтической драмы. Символическая повесть вызвала сопротивление уже во второй половине 30-х годов, эстетика «неистового» романа была осмеяна и отброшена к началу 40-х. Вместе с тем драматическая композиция, стремившаяся к господству в 20—30-е годы и широко распространившаяся в романе первой половины века, постепенно утрачивала свой прежний ригоризм, а драматизм принимал другие формы, менее связанные с композицией.

Крепко сколоченная, строго расчлененная, логически ясная, хотя и широко ветвящаяся композиция, такая, какую по аналогии с историческим романом создал Бальзак, в его же творчестве размывалась принципом кауза- лизации, желанием все объяснить и все обосновать, и, вместе с тем, рассматривать роман и заключенную в нем драму не как некое единичное или исключительное явление, неожиданно обнаружившееся в действительности, а как ее сущность и норму, как обычное, постоянное ее свойство. Драматизмом исполнена вся «Человеческая комедия», но драматическая композиция в ней постепенно сходит на нет. Жорж Санд она никогда не казалась обязательной, и в этом отношении эстетика Жорж Санд была более свободна, чем эстетика Бальзака, отчасти потому, что она не прошла школы исторического романа и воспиталась в эпоху неистовства и всеобщего отрицания, как общественного, так и эстетического. Флобер, начав с довольно драматической композиции «Мадам Бовари», закончил намеренно лишенной всякого драматизма ком-позицией «Воспитания чувств». Для Гонкуров драматизм композиции был противопоказан, — их роман был исто-рией души, находящейся в постоянных поисках, и случай-ные драматические окончания вызывали осторожную критику Золя. Продолжая общую тенденцию, Золя энер-гично протестовал против драматизма, противопоставляя ему свой протокол эксперимента. Тем не менее и в его романах, как бы они ни были «протокольпы», встречались драмы, взрывы и катастрофы, потому что протокол должен заканчиваться и теорема должна быть доказана выводом.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: