Уже в «Индиане» Жорж Санд изобразила «неистовую», эгоистическую, раздраженную и злую любовь

Раздел: Литература
11-08-2017

Уже в «Индиане» Жорж Санд изобразила «неистовую», т. е. эгоистическую, раздраженную и злую любовь, основанную не столько на жажде наслаждений, сколько на тщеславии: любовь к самому себе. В разных вариантах этот тип повторяется в других романах — «Леоне Леони», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Кон- суэло». Психологический анализ в последних романах становится особенно тонким благодаря тому, что теперь эгоистической любви, «любви к себе», противостоит другое начало -пантеистическое отключение от собственной личности ради наиболее полного постижения внешнего мира, чужой души, «не-я». Вместе с тем, тип себялюбца в любви принимает отчетливый социальный смысл. То, что намечено уже в «Индиане», в «Орасе» дано на фоне больших политических событий — трагической республиканской борьбы начала 30-х годов. Пантеистическая философия определяет задачи, цели и глубину психологического анализа Жорж Санд, опирающегося на твердо разработанные общественно-политические и психологические взгляды.

Это также продолжение борьбы с «неистовой» литературой. Орас — разновидность Антони, героя одноименной драмы Дюма 1831 года. Санд толкует драму по-своему. «Быть одновременно любовником, подобным Антони, и гражданином, как вы, невозможно. Нужно выбирать», — говорит Орас, и его собеседник отвечает, давая ключ для понимания романа: «Это как раз то, что я думал, слушая этого Антони, презирающего общество, раздраженного им, протестующего против всего того, что препятствует его любви».

Книга, которую написал Орас, — апофеоз эгоизма. Это переложение «Адольфа» Бенжамена Констана, книги «вредной», так как она равнодушна к важнейшим вопросам жизни.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: