Уже в «Индиане» Жорж Санд изобразила «неистовую», эгоистическую, раздраженную и злую любовь

Раздел: Литература
16-11-2019

Единство духа и материи предполагает чувствительность или одухотворенность всякой материи. Очевидно, и вещество, составляющее человеческое тело, тоже одухотворено или обладает психикой. Но психическую жизнь своего тела человек не осознает и ничего о ней не знает. Между тем он поступает так, как подсказывает ему плоть. Это значит, что, помимо сознания, есть еще другая психическая жизнь, подсознательная.

Теория подсознательной, или бессознательной, психической жизни возникает в пантеистических системах и играет некоторую роль в творчестве Жорж Санд. Она отлично понимает, что страсти зависят иногда от состояния тела. «Если есть нечто фатальное в сильной страсти, то эта фатальность всегда осуществляется и объясняется совершенно естественными обстоятельствами», — пишет она в «Лукреции Флориани». Свобода воли может иногда отсутствовать, — так, Франсия в бессознательном состоянии убивает своего возлюбленного («Франсия»). Уже в 1842 г. Жорж Санд, объясняя сложную механику душевной жизни, ссылалась на науку: «Да, можно плакать из аффектации так же, как из подлинного чувства. Такие случаи можно наблюдать ежедневно, — таково физиологико-психологическое открытие, сделанное наукой XIX века, открытие, которое я долго оспаривала, пока не увидела поразительные, неопровержимые, жестокие доказательства этого факта» («Орас»).

Противоречия между сознанием и влечением, и прежде всего в вопросах любви, Жорж Санд изображала довольно часто. Если Индиана избавилась от своей любви только после того как окончательно убедилась в низости своего возлюбленного, то в «Леоне Леони» и в «Орасе» происходит нечто другое: героиня не может справиться с собой и продолжает любить человека, к которому испытывает презрение. Это факт, который можно было бы объяснить двойной жизнью души.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: