Уже в «Индиане» Жорж Санд изобразила «неистовую», эгоистическую, раздраженную и злую любовь

Раздел: Литература
16-11-2019

Это размышления живописца. Но Жорж Санд говорит о познании вообще и об искусстве и литературе в частности. В понимании Жорж Санд искусство приближается к науке, так же как наука приближается к искусству; в том и другом случае понимание_ целого необходимо для понимания частности.

Тереза, героиня романа «Она и он», намучившись с «гением», доведшим ее до отчаяния, видит, что этому «гению» не хватает разума. «Ей всегда казалось, что разум — это сумма представлений, а не одна какая-нибудь деталь; что все способности хорошо организованного существа что-нибудь заимствуют у разума и ему отдают; что это одновременно средство и цель, и даже самое прекрасное произведение искусства не может пренебречь его законами, так же как никто не может представлять собою какую-нибудь ценность, поправ законы разума».

Разум выступает здесь как некая объективная сила, связующая личность с внешним миром. Художник не может жить только собой. Заключиться «в своем уединенье» значит отказаться от искусства. «Нельзя жить и чувствовать отдельно от всего. Художник — не инструмент, который играет сам по себе. Пусть это будет хоть шарманка, — необходима рука, которая бы ее вертела. Эта рука, внешний импульс, ветер, от которого содрогаются струны Эоловых арф, — коллективное чувство, жизнь человеческая, которая сообщается инструменту, художнику».



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: