Уже в «Индиане» Жорж Санд изобразила «неистовую», эгоистическую, раздраженную и злую любовь

Раздел: Литература
16-11-2019

Теория подсознательного обогащает художественную психологию, но Жорж Санд не хочет отдавать человека во власть физиологии. «Человек, весь целиком, таков, каков он есть, — целый мир, безбрежный океан противоречий, самых различных свойств духовной нищеты и величия, логики и непоследовательности». Таков Карл Росвальд, герой «Лукреции Флориани». Такими же были и другие ее персонажи, несовершенные, неустойчивые в своих нравственных свойствах, поддающиеся мелким страстям. Положительные герои обычно более целостны и в большей степени подчинены нравственному императиву. Сознание у них побеждает низкие инстинкты.

Жорж Санд очень интересовалась френологией Галля, объяснявшего психику строением черепа. В романе «Мопра» она восстает против этой новой формы фатализма, и роман имеет целью показать победу свободной воли над слепой случайностью рождения и среды. Пантеизм, каким приняла его Жорж Санд, необходимо предполагал свободу воли, потому что без нее невозможно нравственное и, следовательно, общественное совершенствование человечества.

Пантеистическая эстетика Жорж Санд требует перспективы для того, чтобы изобразить любую мелочь жизни. «Живописец должен быть видящим глазом. Но для того чтобы видеть, нужно понимать», — говорил герой «Даниеллы», отправляющийся в Италию на поиски внешнего мира. «Я отлично знаю, — продолжает он, — что перед лицом необъятной природы пейзажист может избрать один только маленький клочок местности, годный для условий его ремесла; но ведь прежде чем взяться за него, нужно понять все вместе, структуру этого большого организма, который в каждой стране имеет свою особую физиономию, особую душу. Может ли маленький уголок что-нибудь открыть, когда вся местность еще ничего нам не сказала?»



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: