«Социальный» роман

Раздел: Литература
18-07-2017

«Социальный» роман, вроде «Парижских тайн» и «Графа Монте-Крпсто», не очень беспокоился о законо-мерностях, поскольку по мнению его создателей, движе-ние обществу дает один человек, который собственной волей, как средневековый рыцарь, наказывает преступ-ников и восстанавливает справедливость. Самый замысел «социального» романа таков, что он не требует глубокого изучения общества. Напротив, исследование его природы обнаружило бы нелепость самого сюжета и не-возможность столь благотворного вмешательства инди-видуальной воли в железные закономерности социальной жизни. Это оптативная форма литературы.

Но правда деталей подвергалась сомнению. Если бы все смотрели на мир одними и теми же глазами, не по-требовалось бы развивать сложные эстетические теории, анализировать понятие правды и утверждать, что дело не в деталях, а в идее, и не в точности, а в правдоподобии. Точки зрения меняются, и правда одного писателя «не со-ответствует правде другого. Чтобы доказать свою правду, нужно опровергнуть чужую, и в этих трудах возникают сложные и прекрасные теории искусства, эстетиче- efcdro йаслажденйя и творчества — теории, которые саМЙ по себе являются созданием искусства и художественной ценностью.

Виньи и Гюго, Стендаль и Бальзак, Жорж Санд, Фло-бер, Гонкуры, Золя — все утверждали, что точное вос-произведение факта недостаточно для искусства, что за поверхностью явлений нужно вскрывать их сущность, что мир познаваем не потому, что его можно рассматривать и осязать, а потому, что в нем можно обнаружить «вечные» идеи, принципы и законы. Эта мысль, древняя как мир, идущая от Платона и Аристотеля, осела в виде догмы в классицизме и в значительно измененном виде получила свое выражение в теориях романтизма. Сменявшие друг друга философские учения продолжали открытия древних философов в новой форме в связи с потребностями эпохи и методом размышлений.

Учение это приобретало различный смысл в зависи-мости от того, какие-задачи ставил себе принимавший ее автор и как он понимал действительность. «Идея» и «принцип», о которых говорили все писатели, даже тогда, когда они стремились к одной цели, приводили каждого к различным формам искусства.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: