«Социальный» роман

Раздел: Литература
25-01-2024

Неважно, существует ли данный персонаж или что-ни-будь ему подобное в действительности. Важно, что су-ществуют данные закономерности, причины, вызывающие такую психологию и такое поведение. Конечно, реальное лицо, уже испытавшее на себе эти закономерности и отреагировавшее на них приблизительно так, как это показано в романе, могло существовать — это облегчало автору работу воображения. Так случилось с под-мастерьем Жорж Сайд, с ее же крестьянами, с некоторыми героями Бальзака, хотя бы с Вотреном. Но в большинстве случаев это были прототипы, не имевшие того огромного смысла, который вложил в них автор, как, например, прототипы Жюльена Сореля или Вотрена. Или это были аргументы, при помощи которых можно было доказать возможность данного персонажа в жизни.

В каждом данном романе могли действовать несколько подобных типов-закономерностей. Они вступали в кон-фликт или в контакт, создавали содружества или начинали упорную борьбу. В «Красном и черном» почти каждый персонаж можно рассматривать как представителя той или иной общественной силы или класса. Матильда де Ла Моль в своей громадной индивидуальности детерми-нирована классом, средой и моментом так же, как Жюльен Сорель, а жизнь главного героя в основных ее перипетиях представляет собой классовую борьбу в скрытой, а в конце явной форме. В пример можно было бы привести многие романы Жорж Санд и Золя.

Типы-исключения могут принадлежать к любому со-словию и классу, по, пожалуй, наиболее характерны для века демократические герои, ничем как будто не замеча-тельные, взятые из самых низших слоев общества. Мадам Бовари в этом смысле совершенно подобна Жермини Ла- серте, Фелисите, героине «Простого сердца», Фредерику Моро, Этьену Лантье.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: