«Социальный» роман

Раздел: Литература
20-12-2019

Когда приключенческий роман потерял свою власть над умами читателей, внимание с приключения перешло на персонажен и вместе с тем на среду. По мере того как герой приобретал большое общественное содержание, вокруг него и с его помощью развивалось сложное действие — иначе его характер, его смысл не был бы разработан до конца. Если психологический роман накануне романтизма стремился к созданию выразительных, более или менее неподвижных портретов, вроде «Рене» Шатобриана или «Обермана» Сенанкура, то роман по- слевальтерскоттовского периода должен был характери-зовать героя динамикой общества и потому вовлекать его в действие. Так вновь развивается в романе XIX века ди-намизм внешнего мира, и персонаж глубже, теснее и не-прерывнее, в борьбе или в контакте связывается с окру-жающим его обществом.

Вместе с тем iBce писатели, создававшие тип романа XIX века, говорили о том, что их интересует не столько действие, сколько анализ, психология, исследование людей и общества. Стендаль, Жорж Санд и Бальзак, утверждая это, писали романы, полные событий и действия. Флобер отказался от анализа в прямом смысле этого слова и перешел к «движению вещей». Нечто подобное происходило у Гюго, у Гонкуров, у Золя. Не противоречие ли это между теорией и практикой, мировоззрением и творчеством или, может быть, между содержанием и формой?

Все дело IB ТОМ, какой смысл вкладывается в те или иные слова, что значит то или иное понятие в системе художественной мысли данного писателя или целой эпо-Л хи. «Анализ» или психологическое исследование может пользоваться различными средствами: медленным опи-санием процессов, происходящих в сознании, ограничи-ваясь узким кругом близлежащих впечатлений, или ре-гистрацией реакции этого сознания на широкие впечат-ления общественной жизни и проблемы, стоящие перед страной или человечеством. Для писателей XIX века второй метод анализа, был пожалуй, более важным и более глубоким.

Контакты со средой заключались для них не в быстрой смене внешних ситуаций, но в связи сознания (или подсознания) с жизнью большой среды.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: