Шанфлери называет Бальзака учителем уже в середине 40-х годов

Раздел: Литература
19-11-2019

«Г-н де Буадивер» изображает борьбу просвещенного епископа, по имени которого назван роман, с фанатической и нетерпимой частью клира. На фоне этой борьбы развивается трагедия помощника епископа, юного семинариста Сиприена, обольщающего одну из своих прихожанок. Связь эта прерывается. Сиприен уезжает, а героиня выходит замуж за влюбленного в нее чиновника. Через несколько лет Сиприен возвращается в родной город, и Сюзанна, чувство которой все еще не остыло, приходит к нему на исповедь. «Этот этюд, — пишет о романе Дюранти, — воспроизводит чрезвычайно важную сторону социальной жизни и свидетельствует о большом знании человеческой природы».

Вслед за своим учителем Бальзаком Шанфлери пытается расширить диапазон своих изображений. Он изучает среду. У него, так же как у Бальзака, подробные описания внешности и костюма, жилища, города объясняют действие и характер героев. Приблизительно ту же роль играют третьестепенные персонажи, не принимающие участия в действии, но характеризующие среду и вызванную ею драму. Обилие подробностей, необходимых для воплощения замысла, раздражало даже сочувствующую критику. Она видела в этом недостаток художественной формы, между тем как это был сознательно принятый метод построения действия и характеристики героев.

Творчество Шанфлери со временем приобретало все более мрачный характер: юмор ранних его произведений превращался в злую сатиру, благополучные окончания исчезали, и на первый план выступала безнадежная жизненная тина, неизбежно засасывающая всех положительных героев.

Не только враждебная, но и сочувствующая критика говорила о пессимизме Шанфлери и всех «реалистов» вообще, в том числе и Бальзака. Реализм понимали как изображение зла, болезненных и безобразных явлений действительности.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: