Шанфлери называет Бальзака учителем уже в середине 40-х годов

Раздел: Литература
22-06-2020

Любое произведение, в котором можно было обнаружить пессимизм, называли реалистическим. В частности, стихотворение Бодлера «Падаль» было принято как типичное явление реализма, да и сам Бодлер симпатизировал произведениям, считавшимся реалистическими. Обнаружив в «Мадам Бовари» выражение современного отчаяния и болезненный трагический протест, он написал об этом романе восторженную статью. В 1848 г. с большой похвалой отзывался он и о рассказах Шанфлери: «Было бы ошибкой думать, что все эти небольшие истории имеют своею целью позабавить и развеселить читателя. Трудно поверить, сколько скорби и неподдельной грусти Шанфлери умеет в них вложить или, вернее, увидеть».

Однако в творчестве Шанфлери нет никакого пессимизма, но есть острая критика современного общества. Для тех, кто считал это общество последним словом человеческой истории, любая критика могла показаться пессимизмом, а Поль Бурже увидел «трагическую зарю пессимизма» даже в творчестве Стендаля.

Политическая обстановка после 1851 г. не была обнадеживающей. Разгул спекуляций и наслажденчества во время Второй империи не радовал людей, жаждавших справедливости и равенства состояний. События, происходившие во Франции в 40 — 50-е годы, в среде «реалистов» вызывали смятение.

«Реализм» не был догмой. Скорее это была тенденция, в каждом данном сознании получавшая особые формы. Вот почему кружок, сформировавшийся около 1850 г. во круг Курбе и Шанфлери, в скором времени стал распадаться. Члены старой богемы, как, например, Мюрже, отошли от группы, сохраняя симпатию к ее трудам и идеям, другие, отойдя от нее, вступили с ней в резкую полемику.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: