С натурализмом впервые познакомила Золя «История английской литературы» И. Тэна

Раздел: Литература
15-12-2019

Эта идея должна была привести Золя к весьма важным политическим выводам.

Уже в предисловии к «Терезе Ракен» Золя определял основную проблему своего творчества как «изучение темперамента и глубоких изменений организма под давлением среды и обстоятельств». Это решительный отказ от идеалистической морали, от абстрактно-психологических категорий и терминов, от «души», от «добродетели». Золя не интересует «характер» — он изучает «темперамент», т. е. психологию в ее обусловленности материальными факторами или, согласно терминологии эпохи, «физиологию» своих героев. Золя полемизирует с виталистами словами Клода Бернара: «Они рассматривают жизнь как некое таинственное и сверхъестественное влияние, действующее по собственной свободной воле независимо от каких-либо причин, и называют материалистом всякого, кто пытается свести явления жизни к органическим и физико-химическим условиям... Всякое явление в живых организмах, так же как в мертвых телах, целиком детерминировано».

Задача романиста, по мнению Золя, в том, чтобы «создать нечто вроде научной психологии, дополняющей научную физиологию... Мы должны изучать характеры, страсти, явления индивидуальной и общественной жизни так же, как химик и физик изучают неорганическую материю, как физиолог изучает живое тело... Детерминизм — тот же повсюду. Это научное исследование, это экспериментальное рассуждение, разрушающее одну за другой все гипотезы идеалистов».

Теория среды приобретает для Золя особое значение и становится центром его методологии. «Когда-нибудь физиология объяснит нам механизм мысли и страсти. Мы узнаем, как функционирует индивидуальный организм человека, как он думает, как любит, как приходит от разума к страсти и к безумию.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: