С натурализмом впервые познакомила Золя «История английской литературы» И. Тэна

Раздел: Литература
15-12-2019

Действительно, стоит уничтожить или повредить организм, и жизнь прекращается, хотя среда остается; но жизнь прекращается и в том случае, если удалить или испортить среду, хотя бы организм и не был уничтожен. Таким образом, явления (жизни) предстают нам как простой результат соотношения тела с его средой. Если мысленно мы совершенно изолируем тело, мы тем самым его уничтожим; если же, напротив, мы сделаем его связи с внешней средой более тесными и многочисленными, мы увеличим и количество его свойств».

Этот закон, возведенный во всеобщий философский принцип, Золя мог найти у Герберта Спенсера и у Тэна: живое существо немыслимо без среды, в которой оно живет, вместе со средой оно составляет нерасторжимое единство. Жизнь есть процесс связи живого существа со средой; возникнув из процессов неорганических, жизнь связана с ними прочной, хотя все более сложной и многообразной связью. Перенося этот принцип в общественную жизнь и, следовательно, переосмысляя его, Золя берет пример из энтомологии, в которой эта связь особенно наглядна. Зоолог, изучающий насекомое, должен подробно изучить растение, на котором оно живет, из которого оно извлекает свою плоть: он должен подробно описать это растение, вплоть до его формы и цвета, и это описание явится анализом самого насекомого.

Индивидуальные, «физиологические» особенности человека оказываются особенностями общественными. Говоря, что в практической политике приходится иметь дело не только с логикой, но и с «хаосом идей, воль, честолюбий, безумств», Золя имеет в виду общественные страсти, а не чистую физиологию, каковы бы ни были эти неврозы и безумства. Изучая «язвы» современного общества, проституцию и адюльтер, он объясняет то и другое не прирожденными пороками, но влиянием среды, которая в результате обратного действия разлагается под влиянием вызванного ею зла.

Природа менее подвижна, чем общество, она следует своим извечным законам. В ее спокойной незыблемости она часто противопоставлялась бурному развитию и катаклизмам общественной жизни. Поэтому естественнонаучный детерминизм, так же как детерминизм «среды», весьма напоминал фатализм со всеми вытекающими из него следствиями.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: