Общая структура и типаж «Воспитания чувств»Раздел: Литература |
07-02-2024 |
Флоберу казалось, что мгновенные обогащения, заговоры, тайные интриги, мудрые «режиссеры» действия, руководящие героями из-за кулис, имморалисты, вступающие в борьбу с обществом и «покоряющие судьбу», — все то, чем богата «Человеческая комедия», неправдоподобно, вредно для научного познания мира и безнравственно, потому что построено на индивидуализме и прославлении произвола. Жизнь серее и скучнее, прозаичнее, чем то казалось Бальзаку, и вместе с тем она повинуется законам, которые сильнее личного произвола и справедливее, чем мелкий человеческий имморализм.
Таким образом, Флобер воспринимал современное ему общество сквозь «Человеческую комедию». Он имел на это некоторое право, во-первых, потому, что эти романы обладают в известной степени документальной ценностью, во-вторых, потому, что Бальзак, создавая Францию, которую он изображал, внушал новым поколениям свои представления о современности. Это засвидетельствовано «Воспитанием чувств», которое также обладает значением документа. Герои Флобера не только походят на героев Бальзака, но и пытаются им подражать.
Но влияние Бальзака было особого рода. Флобер принял его диагноз общественной болезни и даже созданные им образы, но он разрушил обаяние, которым Бальзак окружил своих имморалистов, констатировал их внутреннее ничтожество и осмеял их мещанские взгляды. Он утверждал бессмысленность и невозможность их карьеры, он выворачивал наизнанку бальзаковские сюжеты. Это было несомненное влияние Бальзака и столь же несомненное его развенчание.
|