Золя природу рассматривает как непрерывное развитие

Раздел: Литература
09-04-2017

Однако Золя и природу рассматривает как непрерывное развитие, а в эволюционной науке и философии видит характерную черту эпохи. Он нисколько не отрицает власти человека над своей судьбой. Постигнув законы природы, поняв систему причин и следствий, человек может покорить природу и, руководствуясь наукой, направить жизнь к возможному идеалу. Это и есть свобода: «Если мы воздействуем на причинную обусловленность явлений, изменяя, например, среду, то, значит, мы не фаталисты».

Здесь обнаруживается нравственный смысл натуралистического романа, его «мораль». Все изучить, все обнаружить, не смущаясь «грязью», мерзостью действительности,— такова нравственная задача романиста. «Отступать перед вопросом на том основании, что он вызывает беспокойство — подло. Это эгоизм счастливого человека и удовлетворенное лицемерие, возведенное в принцип: «Не будем касаться этого, скроем зло, прославим несуществующую добродетель и запьем все это прохладным вином!» Я понимаю нравственность иначе. Она заключается не в лирических декламациях, но в точном познании действительности. А это и есть натурализм, который так осмеивают и так глупо забрасывают грязью». И Золя снова ссылается на Клода Бернара, формулировавшего задачи естественных наук: «Теперь понимают, что нельзя оставаться равнодушным свидетелем добра и зла, пользуясь первым и отстраняясь от второго. Современная мораль хочет большего: она ищет причин, она хочет объяснить их и воздействовать на них; словом, она хочет владеть добром и злом. Вызывать и развивать первое, бороться со вторым, чтобы искоренить его и уничтожить». С этих позиций он решительно и страстно защищает свою «Западню».

Золя постоянно говорит об общественной функции, своего творчества: нужно овладеть жизнью, чтобы управлять ею. Когда-нибудь врачи будут излечивать все болезни, и «мы вступим в эпоху, когда всемогущий человек подчинит природу и использует ее законы, чтобы утвердить на земле как можно большую сумму справедливости и свободы. Нет более благородной, более высокой, более великой задачи. Наша роль разумных существ — в том, чтобы познать причины вещей, чтобы стать сильнее вещей и сделать их своими послушными орудиями».



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: