Золя природу рассматривает как непрерывное развитие

Раздел: Литература
16-12-2019

Действительно, Золя вплотную подходит к вопросу о пределах и задачах знания. И здесь он также ссылается на Клода Бернара: «Если мы не знаем, почему опий и его алкалоиды усыпляют, мы можем изучить механизм сна и узнать, как опий и его производные усыпляют». Вопрос «почему» здесь явно нелеп, он не существует для материалистически мыслящего ученого, утверждает Золя и продолжает цитату: «Привилегия науки — объяснять нам то, чего мы не знаем, ставя разум и опыт на место чувства и ясно показывая нам границы нашего теперешнего знания. Но наука прекрасно компенсирует это, так как, принижая нашу гордость, она увеличивает паше могущество».

«Чувство», о котором говорят Клод Бернар и Золя, — несомненно, религиозное чувство, создающее фантазии о загробном существовании души, о сотворении мира, о происхождении материи и т. д. Бернар и Золя отбрасывают религиозные догматы; многого наука еще не знает, но с каждым днем она будет знать все больше и больше. «Чтобы не заблудиться в философских спекуляциях, чтобы заменить идеалистические гипотезы медленными завоеваниями науки, романист должен ответить только на вопрос «почему». В этом и заключается его роль, в этом он должен искать оправдание своего труда и свою мораль», — писал Золя.

По ошибке, весьма знаменательной, Золя вместо «как» Клода Бернара поставил «почему». «Почему» для него было основой его художественного мышления, а то, что Клод Бернар называл «почему», Золя назвал «философскими спекуляциями» и «идеалистическими гипотезами». Отвергнув идеалистические построения относительно души и духа, бога и бесконечности, Золя оказался не агностиком, а скорее стихийным материалистом, ищущим в зонах материи последнее знание о человеке и мире.

Золя верит в безграничную мощь научного познания.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: