Жорж Санд думала, что новое демократическое и справедливое общество может возникнуть без катастроф и насилий

Раздел: Литература
09-12-2023

Но замок для нее — не только средневековый пейзаж, это действующее лицо, хранящее тайну, чтобы в должное время раскрыть ее, как, например, в «Снеговике», или укрывающее в своих стенах жестокие нравы другого века, как в «Мопра», или напоминающее о героическом прошлом, как в «Консуэло». Это также фольклор — народное мнение о старине и справедливости. Замок господина Антуана должен напомнить читателю о контрасте между древней мощью рода и теперешним положением владельца, превратившегося по закону истории из феодального деспота в добродушного плотника. В каждом из этих романов замок противопоставлен новому времени как каменное воспоминание о давно минувшем, как историческое поучение, необходимое каждому современнику.

Но всегда в ощущении читателя и в неотчетливом замысле Жорж Санд средневековому замку или городу противопоставлен пейзаж, чистая природа без построек— леса, луга, горы. Природа присутствует чуть ли не в каждом романе Жорж Санд. Это зрелище со своей особой музыкой, это воздух и ветер, влага и духота, запах листьев и болот. Природа вступает в сознание читателя как что-то очень близкое и родное даже в моменты стихийных катастроф.

Стендаль любил пейзажи, которые были «смычком, игравшим на его душе», но он никогда не изображал их в своих романах, потому ли, что это казалось ему скучным, или потому, что не мог связать пейзаж с действием и найти в нем более глубокий смысл. Бальзак ограничивался городом и в основном интерьерами, которые казались ему важными, ибо были созданы человеком для самого себя и свидетельствовали о тайной жизни его души.

Пейзажи у Бальзака важны как условия существования, — например, в «Шуанах», где действие зависит от местности, или в «Деревенском священнике», где тайна убийства может быть разгадана только при помощи топографии. В данном случае пейзаж нужен ему приблизительно так же, как карта военному историку, потому что историю сражения нельзя понять без пространства, на котором оно происходило.

Совсем другое у Жорж Санд. Ее пантеизм наполняет природу жизнью, потому что природа — в прямом и точном смысле слова «мать и наставница». Она живет вместе с персонажами, заставляет их забывать ненужное и напоминает о большом и важном. И все герои, за исключением тех, кто интересуется только своей корыстью, слушают, что говорит им пейзаж, и начинают жить в неуловимом контакте с ним.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: