Жорж Санд думала, что новое демократическое и справедливое общество может возникнуть без катастроф и насилий

Раздел: Литература
09-12-2023

Но Жорж Санд не безразлична к добру и злу, — анализируя процессы и парадоксы души, она ищет причины страданий и ошибок. Это глубокое понимание того, что человек — создание эпохи, обстоятельств, среды, что он не всегда виноват в своих преступлениях и в своей ненависти. «Ходить за человеком, как за больным», — писал Достоевский в последнем -своем романе. Жорж Санд так и относится к своим героям — с заботливостью, не исключающей беспощадного анализа. Она проникает в самые тайные помыслы и влечения, непостижимые самому герою. Для нее это способ лечения и спасения души. Так создается в ее романе особая нравственная атмосфера, в которую читатель погружается с первых же страниц. Атмосферу эту едва ли можно назвать утопической, если не считать утопией веру в нравственные возможности человека.

Жорж Санд мало заботилась о вещах и обстановке, в которой живут ее персонажи. Ей достаточно двух-трех штрихов, чтобы ввести читателя в курс дела. Об убожестве или мещанской претенциозности интерьеров догадаться нетрудно, и подробно описывать трехногие стулья или штофные обои значило бы, с ее точки зрения, отвлекать внимание от главного и разрушать иллюзию.

Исключение составляют только средневековые сооружения, часто стоящие на заднем фоне или даже в центре ее повествования. Это удивительно для писателя, все интересы которого лежат в современности. Стоит вспомнить такие романы, как «Мопра», «Странствующий подмастерье», «Консуэло», «Грех господина Антуана», «Пиччинино», «Даниэлла», «Снеговик», «Жан де Ларош», «Фламмаранд», «Два брата» и др., чтобы представить себе власть старинных замков над воображением Жорж Санд.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: