Веками разработанная система классической поэтики

Раздел: Литература
11-08-2020

С такой точки зрения основная задача художника не в том, чтобы выбрать нужные факты или события и склеить их с должной ловкостью. Дело не в выборе, а в объяснении. Да и самые события не очень уже важны; важнее тот ряд причин и следствий, который за ними скрывается и их создает. Но писатель, так же как историк, в лучшем случае может знать только результаты. О причинах он может только догадаться, домыслить их при помощи логики и воображения. Здесь Бальзак словно возвращается к проблеме, о которой с такой настойчивостью говорили романтические историки 20х годов.

Разница между писателем и историком в том, что историк должен объяснить реальный, происшедший в действительности, записанный в документах факт, а писатель может не считаться ни с какими реальными фактами и придумать их с начала до конца. Значит, факт может быть вымышленным или найденным в книге, газете, рассказе очевидца или в какой-нибудь сплетне, проверять его не нужно, нужно только объяснить его сложной цепью обстоятельств, связью нескольких причинно следственных рядов, потому что эти ряды по своему художественному и, вместе с тем, познавательному значению несравненно важнее факта. Факт важен только потому, что он обнаруживает причины.

Чем глубже объяснено изображаемое событие, чем более общий характер имеют вскрытые художником причины, тем необходимее оказывается это событие и тем больше сила его убеждения.

Закон истины в искусстве здесь предстает в несколько ином виде. Если прежде казалось, что далеко не все истинное в жизни может стать истинным в искусстве, что случайные, исключительные явления действительности кажутся ложными в художественном произведении, то теперь вопрос решается иначе: лишь от недостатка искусства некоторые сюжеты кажутся в искусстве ложными.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: