Веками разработанная система классической поэтики

Раздел: Литература
11-08-2020

Искусство заключается в том, чтобы разрушить видимую случайность события, вещи, поступка и обнаружить скрытую за этой видимостью причину, общее. Это значит — поднять «случайность жизни» до высшей правды искусства. С такой точки зрения художник должен не столько выбирать, сколько осмысливать явления жизни. Это значит также, что любое явление действительности может стать предметом искусства, но только при условии, если оно будет познано в его общих закономерностях. Если художник не в состоянии поднять данный сюжет до высшей правды искусства, он должен оставить его и приняться за другой, более податливый или более ему понятный.

Теория правды в той же мере относится к персонажу романа, как к его сюжету. Бальзак постоянно говорит о необходимости типизировать, обобщать героя.

Что же такое «тип» у Бальзака? Прежде всего, это не портрет какого-либо реального лица, Бальзак категорически протестует против такого понимания типо-творчества. По его словам, за всю свою жизнь он написал только два портрета — Жорж Санд под именем Камиллы Мо пен и Гюстава Планша под именем Клода Виньона, оба в романе «Беатриче». Но эти портреты очень не похожи на оригиналы. Бальзак заимствовал у своих моделей только некоторые, самые общие черты биографии, наружности и, как в Клоде Виньоне, характера. Все остальное, особенно в более разработанном образе Камиллы Мшен, придумано самим Бальзаком в связи с надобностями его романа, с идеей персонажа, который выполняет порученную ему и заранее продуманную функцию. Можно угадывать сколько угодно схожих черт между героями Бальзака и его знакомыми, о которых мы имеем приблизительно точные сведения, или другими лицами, известными нам только по имени и, может быть, неизвестными самому Бальзаку, но это ничего не прибавит к нашему пониманию данного романа и всего творчества.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: