Веками разработанная система классической поэтики

Раздел: Литература
11-08-2020

Таким образом, искусство вступает в противоречие с природой. Его правда противоречит действительной правде жизни, и художник отдает предпочтение своей правде, которая является только правдоподобием. Следовательно, он искажает действительность. Он отдается своему, издавна дозволенному художническому произволу.

Но возможен ли случай в природе, в жизни или в обществе? Существуют ли события, не имеющие причины?

Вся романтическая философия истории отвергала идею случая, — иначе нельзя было бы объяснить исторический процесс и установить хотя бы приблизительно законы общественной жизни. Естественные науки также разрабатывали понятие причинности, заменяя теорию катаклизмов теорией эволюции, решительно идущей к господству начиная уже с конца XVIII века. Может ли художник, живущий в такую эпоху, сохранять веру в случай, если он хочет что-то понять и в чем-то убедить?

В своих произведениях 30х годов Бальзак уделяет случаю большое внимание. «Случай — гениальный человек!»— говорит он в «Златоокой девушке». Многие его произведения словно намеренно построены на случайности: все три эпизода из «Истории тринадцати», «Отец Горио», «Тайны .княгини де Кадиньян», «Темное дело», «Кузина Бетта». Но почти всегда случай оказывается упраздненным, он свидетельствует о нашей неосведомленности и только. Мы просто не знаем причин удивившего нас события, и потому оно кажется нам делом случая. Писатель не может апеллировать к случаю, так как ему никто не поверит. Случаю можно поверить только в жизни, события которой не нуждаются в доказательствах. Писатель должен доказать то, о чем он повествует, а для этого нужно объяснить. «Талант (писателя) проявляется в изображении причин, порождающих события, в тайнах человеческого сердца, движения которого не привлекли внимания историков», — пишет Бальзак в 1840 г.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: