Спор между Жорж Санд и Флобером о безличном искусстве

Раздел: Литература
21-06-2017

В споре между Жорж Санд и Флобером о безличном искусстве оба утверждали одно и то же. Оба хотели, чтобы личный интерес, личная точка зрения были изгнаны из искусства, и оба считали искусство выражением того неличного волнения, которое приходит к человеку при глубоком, «незаинтересованном», нравственно свободном постижении истины. В споре их заключалось скорее недоразумение, чем противоречие. Но, согласные в самом главном, они осуществляли один и тот же принцип по-разному. Флобер хотел не убеждать читателя и проповедовать, а только показать ему все, что нужно, и не сомневался в том, что убедит его. Жорж Санд поступала приблизительно так же, но свободнее вступала в дискуссию и не боялась, что ее голос расслышат за голосами ее героев. Положительные персонажи не были более положительными, чем то казалось допустимым Флоберу, и это было основным «расхождением между спорившими.

По отношению к персонажам «безличность» понималась как перевоплощение. Нужно было «превратиться в другого». Жорж Санд, по мнению Флобера, совершала прямо противоположный акт: она превращала другого в себя. Но как доказать это? Все зависит от того, как представляет себе писатель этого другого, что он хочет в нем .найти. Очевидно, Жорж Санд иначе смотрела на людей, чем Флобер, ждала от них совсем не того, чего ждал ее корреспондент, и потому оба они критиковали друг друга, не понимая и не желая перевоплотиться в своего собеседника.

По мысли Флобера, стать на точку зрения другого человека, жить его страхами и 'аппетитами, желать того, чего он желает, переживать его поступки, как свои, можно лишь усилием ума и воображения. На помощь писателю приходит физиология и психология, медицина, психиатрия и все науки об обществе. Личный опыт тоже важен, хотя нет надобности самому переживать то, что изображаешь в искусстве.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: