Спор между Жорж Санд и Флобером о безличном искусстве

Раздел: Литература
28-10-2021

Обе партии принимали эту мысль, продиктованную действительностью, одна — с удовлетворением, другая — с яростью или со спокойствием отчаяния. Неудачи восстаний, а затем бессмыслица министерских кризисов подкрепляли ощущение статики.

Революция 1848 года произвела то же впечатление, что и революция 1830 года. Первые мгновения надежды и восторга, которые пережил и Флобер, сменились годами мертвого покоя. Казалось, опять повторяется все то же: топтание в грязи, разнузданное торжество наживы... До 1848 г. и после него Флобер входил в свою безнадежность, как в башню из слоновой кости, чтобы спастись, как он говорил, от моря нечистот, бушевавшего у ее подножия.

Для Флобера было очевидно, что оргии Второй империи, славословия императору и режиму, торжество капитала и клерикалов, блеск финансового преуспеяния приведут страну к катастрофе. Во Франции бурно развивались естественные науки, строгий метод (мышления. В тишине кабинетов, в библиотеках, больницах и лабораториях происходила работа, менявшая мысль XIX века и создававшая науку, характер которой Флобер мог бы определить как тяготение к бесстрастной доказательности и несомненной точности.

Между тем в политической жизни страны все было построено на лозунгах и идеях, не имевших под собой никакого основания. Задачей политических деятелей и стоявших у власти людей было — шумом официальной пропаганды убедить население в том, что страна под руководством императора идет к процветанию и всемогуществу. Но и оппозиционные группы, казалось Флоберу, тоже ориентируются на лозунги, не подтвержденные наукой и практикой.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: