Много лет спустя Шанфлери характеризовал свои ранние годы как колебание между двумя дорогамиРаздел: Литература |
05-08-2024 |
Много лет спустя Шанфлери характеризовал свои ранние годы как колебание между двумя дорогами. Его влекло к сентиментальной немецкой поэзии и музыке, и это отразилось в нескольких написанных в то время балладах в прозе. Вместе с тем он чувствовал интерес к сатирическому, без всякой сентиментальности изображению банальной мещанской действительности, к зарисовкам бытовых сцен и пошлых типов, хорошо известных литературе и карикатуре эпохи. В одной из статей Лемонье о Шанфлери говорилось: «Есть у него сочетание взволнованной насмешки, в духе английских юмористов, и холодных наблюдений, в духе юмористов французских».
Замечание это топко определяет литературные традиции, получившие свое отражение в творчестве Шанфлери. Английский юморист, которого имел в виду Лемонье, конечно, Диккенс, известный во Франции уже в 40-е годы. Он поразил французов своим сентиментальным юмором и страстной жалостью к маленьким, забитым нуждой, незлобивым людям. «Холодные наблюдения» французских юмористов привлекали Шанфлери меньше, чем «взволнованная насмешка» английского писателя.
Одним из вождей «реализма» был также живописец Гюстав Курбе. В течение всего предыдущего периода живопись развивалась под влиянием литературы. Классики и романтики писали картины на литературные сюжеты, будь то трагедии Расина, поэмы Оссиана или драмы Шекспира и Гёте. В конце 40-х годов произошло нечто противоположное: картины Курбе словно формулировали языком живописи стремления реалистов и послужили плацдармом, на котором реалистическая критика давала бон своим противникам.
Курбе впервые обратил на себя внимание публики в 1849 г. своей картиной «После обеда в Орнане». Следующий, 1850, год дал две картины: «Похороны в Орнане» и «Каменщики».
|