Много лет спустя Шанфлери характеризовал свои ранние годы как колебание между двумя дорогами

Раздел: Литература
02-04-2020

Вред этих правил в том, что, пытаясь их соблюдать, художник забывает о цели искусства, о передаче своего собственного ощущения действительности, «правды», которую он познал в непосредственных встречах с нею. «Правила», «форма», традиции, оглядка на авторитеты и образцы создают вторую цель, не имеющую никакого отношения к искусству и заслоняющую от него правду.

«Независимость» предполагает также свободу от тенденциозности, т. е. от предвзятости. Художник не должен пропагандировать те или иные политические или общественные взгляды, не должен искажать свое видение мира заранее данной задачей — это будет тоже насилием над искусством. «Реалисты» протестуют против так называемого «социального» романа, представителями которого в 40-е годы были Эжен Сю, автор «Парижских тайн» (1843), «Агасфера» (1844—1845), «Семи смертных грехов» (1847—1849), и Александр Дюма, автор «Графа Монте-Кристо» (1844—1845). Шанфлери считал тенденциозными и утопическими романы Жорж Санд, и «Хижину дяди Тома» Бичер-Стоу.

Чтобы создавать «личное» или «искреннее» искусство, писатель должен научиться воспринимать и оценивать действительность в непосредственном общении с ней, не веря никому на слово, полагаясь только на собственное чувство. Только в таком случае его произведение будет индивидуально и неповторимо. Оно будет «наивным», если художник не будет размышлять о «форме», беспокоиться об изяществе выражений, об эффекте, который должна произвести фраза, метафора, материал, изображенный в произведении. Это протест против школы «искусства для искусства», против изощренной и «холодной» поэзии Готье, против пышной поэзии Гюго и, несколько позднее, против глубоко продуманной живописи Флобера.

Так возникает теория «искренности», которая и составляет центральную мысль школы. Поэтому «реализм» этой школы можно было бы условно назвать «искренним». «Давите ваше сердце и, как губку, выжимайте его в вашу чернильницу», — писал Шанфлери. Таков творческий рецепт «искреннего реализма». Это главное. Все остальное есть лишь развитие этого принципа.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: