Животное является симбиозом психических организмов

Раздел: Литература
29-04-2020

Золя с восторгом принял представление о психике как о республике нервных центров с их сложной иерархией и непрерывным психическим трудом. Душа, растворенная во всем теле, неразлучно связанная с каждой клеткой и тем самым со всей окружающей средой, единство внешнего и внутреннего мира, констатируемое каждым психическим движением, отчетливые материальные корни самых сложных и алогичных страстей, страхов и настроений, родство между растительным и животным миром, — все это вызывало у Золя научное вдохновение и жажду художественного творчества.

В предисловии к своей книге Тэн писал, что метод экспериментальной психологии теперь применяют уже и писатели. Конечно, он имел в виду Флобера и Гонкуров, но прежде всего Золя с его «Терезой Ракен». У него были все основания считать его своим учеником. Трансформируя учение Тэна, контролируя его наблюдением и опытом, отбрасывая то, что казалось в нем невероятным, сохраняя нужное и полезное, Золя строил свой психологический метод.

«Романисты и поэты, — говорит герой «Творчества» Сандоз, — должны обращаться к науке; в настоящее время это единственно возможный источник. Но вот в чем дело: что взять у нее, как идти с ней в ногу? Я тотчас же начинаю чувствовать, что сбиваюсь с пути. Ах, если бы я знал, если бы я знал, какую серию книг швырнул бы я в лицо толпе!»

К концу 60-х годов Золя уже представлял себе путь, по которому следовало идти. Вводя в свои романы всю эту науку, он хотел расширить человеческую психику за пределы логически действующего «рассудка» и отчетливо осознанных представлений.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: