Феликс Давен

Раздел: Литература
04-01-2024

Второе понятие — эстетического характера: это представление, которое огромное большинство людей имеет о действительности. Оно уже эмпирической действительности, но в своей ограниченности и узости оно необходимо для искусства, так как без этой правды читатель не поверит тому, что рассказывает художник. Это та правда, которая в поэтиках классицизма называлась правдоподобием.

Третье понятие правды — романтическое. Оно очень отличается от правдоподобия, которое классики, считали высшей необходимостью искусства.

В «Пармском монастыре» события расположены так, как они происходили или должны были происходить в действительности. Бальзак отлично знает, что события «Пармского монастыря» никогда не происходили. «Должны были происходить» — это значит, что события эти правдоподобны, они не вызывают внутреннего протеста, читатель охотно верит тому, что рассказано в романе. Но этого недостаточно: то, что правдиво в жизни, не всегда бывает правдиво в искусстве, — и здесь Бальзак апеллирует к третьей, высшей правде, к правде искусства. Художник должен заботиться не о правдоподобии, а об истине. Истина, с точки зрения Бальзака, это закономерность, или, вернее, факт, действительный или придуманный, объясненный общими и неотвратимыми законами.

Но это легче сказать, чем осуществить. Как выбить эту драгоценную истину из массы действительно происходящего или даже вымышленного? Или, иначе говоря, как превратить «действительность» в «идею»?



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: