Бальзака обвиняли в «материализме»

Раздел: Литература
07-08-2017

Бальзака обвиняли в «материализме», имея в виду его интерес к «вещам» — быту, обстановке, костюму, материальному положению его персонажей, их заработку и их погоне за деньгами. Приблизительно в том же обвиняли и Гюго — за его «Ориенталии» и за «Собор Парижской богоматери». Это была реакция против исторического романа с его широким миром вещей и событий. В 30-е годы наметился острый и принципиальный интерес к психологическому роману, к медленно развивающимся событиям «души». Бальзак отдал дань этим интересам. Во многих его романах история души занимала первое место, хотя внешний мир упорно продолжал существовать — без него Бальзак не мог себе представить анализ сознания и решение нравственных проблем. «Лилия в долине», написанная в противопоставлении «Сладострастию» Сент-Бёва, при всем ее драматическом психологизме точно изображает семейную жизнь героини, ее хозяйственную деятельность, семью и усадьбу.

Романы с обильным действием и быстрым чередованием перипетий, по мнению Бальзака, легко и быстро приобретают популярность у читателя. Но со временем романы без событий, полные анализа души и обстоятельств, сильнее привлекают к себе симпатии и «торжествуют над предательством фельетона».

Бальзак имеет в виду «роман-фельетон», получивший это название после того, как Э'миль де Жирарден стал печатать романы в фельетонах в своей газете «Пресса». Эти романы должны были завлекать читателей чисто внешним интересом: каждый фельетон, т. е. глава романа, прерывался «на самом интересном месте», чтобы читатель непременно купил следующий номер газеты.

Однако, предпочитая анализ, Бальзак не пренебрегал острым сюжетом и бурным действием, если это соответствовало материалу и замыслу. «Каждому произведению своя форма» — этими словами заключил он свои рассуждения. Роман без действия, роман аналитический господствовал в течение всего столетия и считался высшей формой литературы.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: