Бальзака обвиняли в «материализме»

Раздел: Литература
09-06-2020

Возвращение персонажей, продолжение сюжетов или проблем в двух или более романах, противопоставление одного романа другому — все это связало части «Человеческой комедии» и укрепляло ее единство. Тема «бедных родственников» разрабатывалась в двух романах, один другому противопоставленных: «Кузен Поне» и «Кузина Бетта», тема «холостяков» — в трех: «Пьеретта», «Старая дева», «Семейство холостяка»; затем шла серия «Соперничества в Провинции» — и как бы случайны ни были принципы сочетания или противопоставления этих романов, вдумчивый читатель обобщал результаты своих чтений и из всего этого разнообразия извлекал единую мысль.

Процессу объединения и противопоставления способствовали силы, действовавшие внутри каждого романа. В каждом романе вокруг основного действия возникало несколько других, более или менее тесно с ним связанных или тяготевших к нему,—подобно планетам, тяготеющим к солнцу, но сохраняющим свою, особую орбиту. Каждое из этих действий имело свою драму, но в пределах одного романа часто разрешалась только одна — основная, остальные иногда переходили в другие романы 4 как основные или побочные. Отдельные драмы в своей совокупности составляли одно огромное эпическое произведение. Оно возникало стихийно, без заранее обдуманного плана, нагромождением романов, изучающих самые разнообразные проблемы, слои населения, тенденции и нравы Франции. В идее своей и в общей конструкции этот эпос современной Франции является последним этапом непрерывно развивавшейся художественной мысли Бальзака, все больше избегавшего окончания, остановки, статики. Жизнь длится в пространстве и времени, она не может остановиться, и за каждым новым ее этапом, драмой, конфликтом и катастрофой есть еще нечто движущееся, продолжающееся и возникающее. Вот почему и роман нельзя закончить совсем и навсегда — это было бы ошибкой мысли и ошибкой искусства.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: