Природные способности или когда тренер мешаетРаздел: Публикации |
02-10-2024 |
Эту особенность я заметил очень давно, даже не помню, когда точно. Но конкретная словесная формулировка возникла пару недель назад, на тренировке: “Тренер иногда мешает…”
А вчера готовился к экзамену по английскому и наткнулся на классное подтверждение этой мысли. Поэтому начну издалека. Вот ссылка на статью: Multitasking virus. Ну, что-то вроде “Вируса многозадачности”.
Автор этой статьи — Джош Вэйтзкин (Josh Waitzkin). В юности он выигрывал чемпионаты по шахматам национального масштаба, а позже был неоднократным призером мировых соревнований по боевым искусствам. В целом статья мне показалась не особенно целостной (может, читал невнимательно), но в ней нашлось много интересных и правильных, на мой взгляд, мыслей.
В общем, буду пересказывать своими словами…
О МНОГОЗАДАЧНОСТИ
В силу устройства своего тела и мозга, человек является принципиально многозадачным существом: в один и тот же момент у нас работают системы пищеварения, кровообращения, мышления, координации, гомеостаза и всего остального, что может управляться нашей волей в той или иной степени, но никогда полностью.
Однако, есть “некое нечто” в нашем существе, которое крайне сложно разделить на несколько задач. Это нечто называется сознанием . В статье приводится такой пример, что, даже разделяя свое внимание на процессы восприятия звуковой и визуальной информации в одно и то же время, мы существенно снижаем уровень своего понимания обоих потоков. То есть, вообще говоря, в гораздо более выгодной позиции мы находимся в том случае, если только слушаем или только смотрим.
И уж совершенно губительным для понимания, анализа, творчества, обучения и т.п. являются всяческие попытки заниматься одновременно несколькими делами.
Но, как мне это видится (то есть, не факт, что автор пытается выразить ту же мысль, но у меня возникла именно такая (видимо, это тянется еще со времени прочтения “Рассуждения о методе” Декарта)), наш мир с детства начинает пичкать человека невероятным количеством всяких заданий, кружков, интересов, увлечений, “труда”, “помощи” и прочего подобного. Получается, что ни в какой момент времени нам не удается сосредоточиться. Даже тогда, когда, собственно, у нас есть и время, и желание, и все возможности для того, чтобы сосредоточиться, — мы этого не делаем, потому что не умеем .
|