Писатель, ищущий страдания, — излюбленный тип Гонкуров

Раздел: Литература
04-02-2024

Писатель, ищущий страдания, — излюбленный тип Гонкуров, заключающий в себе нечто программное. В 1877 г. Эдмон называет себя и брата «Иоаннами-крестителями современного невроза», в 1880 г. он с интересом наблюдает тоску и отчаяние Золя, слава которого гремит по всему свету, и записывает слова «физиолога- психолога» Шарко о Гамбетте: «Конечно, это человек одаренный, но ему недостает меланхолии». В 1888 г. писатель Рони огорчался тем, что совершенно здоров, так как здоровый человек не может быть талантлив. В действительности он был болен многими нервными болезнями, и Эдмон этим объясняет его литературный талант. В 1896 г. Роденбах называл Гонкуров «братьями в нашей общей матери Нервозности, мадонне нашего века». Что хороший вкус свойствен только разлагающимся цивилизациям, «народам меланхолическим и анемичным», Гонкуры записали в дневнике еще в 1858 г. В этом отношении они были ультрасовременны.

Давно уже во Франции существовала связанная с прогрессивными тенденциями века «психология потребностей», соединявшая науку о природе с наукой об обществе. Убеждение в том, что нельзя изучать человека вне среды и общество вне естественных потребностей его членов, стало основой этой науки и методом ее исследований.

Невозможность удовлетворить в данных условиях естественные потребности организма вызывала, согласно этой теории, вместе с неврозом восстание чувств и мысли против данных форм жизни и нравственности, против быта и общества. Таким образом, психология переходила в психиатрию, с одной стороны, и в социологию — с другой.

Гонкуры с радостью приняли это учение, потому что оно хорошо объясняло их собственное состояние духа. Ни один из их романов не обходится без нервных заболеваний, и Эдмон, почти кощунствуя, назвал Федру Расина «великой легендарной истеричкой». «Голубой цветок» вырастает из мерзости реального, как протест против него в виде мечты, бездеятельной, безнадежной и неизменно обрушивающейся в катастрофу. «Из грязи можно извлечь возвышенное», — записал Жюль Гонкур во время работы над «Мадам Жервезе».

Эта мысль жила во французской литературе всех направлений, начиная от Гюго и Теофиля Готье и кончая Флобером и Золя. Любовь проститутки к убийцам, писал Гюго, это «потребность идеала».



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: