Жорж Санд была подготовлена к философии эклектизмом Виктора Кузена

Раздел: Литература
15-11-2019

Те, кто работает на земле, в мастерских и страдает от нищеты, те, кто создает ценности и умирает от голода, уже сейчас имеют право на равенство и не только сословное — сословное равенство не принесло того, на что надеялись и что обещали либералы, — но и на равенство материальных благ, образования, участия в управлении государством. И нечего ждать, когда что-то отомрет и что-то изменится: единство, существующее в природе, — достаточное доказательство того, что полная демократия должна наступить здесь и теперь (hie et nunc).

Эта мысль жила в сознании едва ли не каждого демократа эпохи и напоминала натуралистическую позицию просветителей, апеллировавших к природе для решения социальных проблем. Закономерно и то, что демократы 30-х и 40-х годов, так же как либералы 20-х, обращались к революционной традиции XVIII века, но уже не столько к «принципам 1789 года», сколько к идеологии 1793 года, принимая якобинскую демократическую программу и отвергая якобинский террор.

Теми же тенденциями пантеизма Пьера Леру объясняется утопический характер его общественно-политических учений. Жорж Санд заимствовала у него и крайний демократизм, и утопизм, получивший выражение в ряде ее романов.

С этого времени Жорж Санд исповедует социализм в той форме, в какой он был ей доступен. Во время Февральской революции она — в самом авангарде и тяжело переживает ее неудачи. Переворот 1851 года окончательно разбил ее надежды, а распри между прогрессивными партиями, мешавшие совместным действиям, убедили ее в том, что в данных условиях людям доброй воли остается только идеологическая работа и медленное воспитание масс. В этом плане особое значение приобрели естественные науки.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: